Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав без рассмотрения
Управление Росреестра по Владимирской области напоминает гражданам, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) предусмотрена возможность возврата документов без рассмотрения.
Статьей 25 Закона о регистрации предусмотрены следующие основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав без рассмотрения, если:
1. Заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
2. Заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 Закона о регистрации. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, является основанием для возврата без рассмотрения заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на соответствующий объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. Заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 Закона о регистрации.
4. Информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
При этом стоит отметить, что исходя из требований Налогового кодекса Российской Федерации, плательщик сбора (лицо, в отношении которого будет совершено юридически значимое действие) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (госпошлины). В случае уплаты госпошлины от имени ненадлежащего плательщика (например, доверенного лица) в отношении надлежащего плательщика (правообладателя), обязанность по уплате государственной пошлины не считается исполненной, и документы также будут возвращены без рассмотрения.
5. В Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом.
6. В Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или об обременении такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федераци
7. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона о регистрации возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а по основанию, указанному в пункте 3 статьи 25 Закона о регистрации, в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 3 статьи 25 Закона о регистрации.
Также, согласно пункту 3 статьи 29 Закона о регистрации, орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов с указанием причин возврата в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, а также возвратить указанные документы заявителю тем же способом, которым они были представлены.
В случае если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов посредством отправления в электронной форме, орган регистрации прав направляет заявителю только уведомление о возврате таких документов без осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Закон о регистрации предусматривает единственный случай, когда в приеме документов может быть отказано: если при личном обращении заявителем не представлен документ, удостоверяющий личность.
Таким образом, во избежание случаев возврата заявления и прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, Управление Росреестра по Владимирской области рекомендует внимательно относиться к представляемым документам, в том числе соблюдать требования к их подготовке, установленные действующим законодательством.
Реализация проекта «Земля для стройки» на территории Владимирской области
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина Росреестром проводится масштабная работа по реализации проекта «Земля для стройки».
Реализация данного проекта особо актуальна в связи с последними изменениями законодательства, регулирующими долевое строительство.
Следует отметить, что Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации от 30.12.2021 № 476-ФЗ внес изменения в действующие законодательные акты, направленные на создание в стране механизма привлечения средств дольщиков для строительства индивидуальных домов, в связи с чем расширен перечень объектов долевого строительства, в который включены, в том числе индивидуальный жилой дом в границах малоэтажного жилого комплекса.
При этом возможность привлечения средств дольщиков в строительство объектов ИЖС определена рядом условий:
• утверждение проекта планировки и проекта межевания, которыми определяются границы малоэтажного жилого комплекса;
• получение разрешения на строительство в отношении проекта строительства или его этапа;
• регистрация застройщиком права собственности или аренды земельного участка;
• раскрытие информации.
«Изменения, внесенные в сферу долевого строительства, в перспективе делают возможным приобретение права на строящиеся объекты недвижимости на стадии строительства по ценам ниже уже готового (введенного в эксплуатацию) жилья, что является дополнительным стимулом развития строительной отрасли», – прокомментировал руководитель Управления Росреестра по Владимирской области Алексей Сарыгин.
В рамках реализации проекта «Земля для стройки» на территории Владимирской области заключено соглашение о взаимодействии между Росреестром и администрацией Владимирской области; созданный во Владимирской области при Управлении Росреестра оперативный штаб анализирует эффективность использования выявленных земельных участков и возможность их использования в рамках поручения.
Для реализации проекта запущен одноименный сервис «Земля для стройки», который позволяет заинтересованным лицам в режиме онлайн получать информацию о земельных участках, пригодных для жилищного строительства.
Директор Кадастровой палаты по Владимирской области Александр Шатохин отмечает: «Сервис «Земля для стройки» является единым информационным ресурсом по поиску земельных участков, с целевым использованием для строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов. Данный сервис действует на базе публичной кадастровой карты и доступен для всех граждан».